Государственное учреждение образования

"Средняя школа №30 г.Гомеля"

«Что такое дисграфия?»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются

затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским

языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,

казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких",

но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к

учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом

овладевают письмом:

$1·        выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество

грамматических ошибок;

$1·        они не используют заглавные буквы, знаки препинания;

$1·        у них ужасный почерк.

В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме

короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов

они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать

уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них

развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе

они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим

трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они

стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в

пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:

$1·        "З" и "Э",

$1·        "Р" и "Ь" (мягкий знак).

$1·        Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш"

или "крючок" в букве "Щ".

$1·        Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то

почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих

психических функций:

  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений,
  • слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  • фонематического, слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматического строя речи,
  • расстройства памяти, внимания,
  • эмоционально-волевой сферы.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

$1§   недописывание элементов букв (связано с недоучетом их

количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

$1§  добавление лишних элементов;

$1§  пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих

одинаковый элемент;

$1§  зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

$1ØЕсли Ваш ребенок левша.

$1ØЕсли он - переученный правша.

$1ØЕсли Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

$1ØЕсли в семье говорят на двух или более языках.

$1ØЕсли Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее

обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и

дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не

наступила психологическая готовность к такому обучению.

$1ØЕсли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

$1ØСмешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

$1ØОшибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то,

что говорит: лека (река), суба (шуба).

$1ØПри нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные

о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные,

свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква

(клюква).

$1ØПропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта,

моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые родители, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению

дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические

ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения

ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной

логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут

быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что

дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное

развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для

нормального овладения процессами письма и чтения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста -

квалифицированного логопеда, учителя-дефектолога.

Занятия проводятся по определенной системе:

используются различные речевые игры,

разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение

грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой

букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к

противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение

от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов,

диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного

состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий

запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" -

полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то

разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания,

это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем

неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно

меньше унижайте.