Государственное учреждение образования

"Средняя школа №30 г.Гомеля"

Как укрепить здоровье осенью при помощи продуктов питания?

Октябрь традиционно считается порой уныния и скуки. Давайте менять стереотипы! Осень - это природный тайм-аут, чтобы заняться собой и укрепить организм перед зимними холодами.

Вот несколько простых советов, как с помощью продуктов питания укрепить свой иммунитет:

1. Лучшая осенняя диета - это отсутствие диеты! Начиная с сентября, наш "внутренний голос" все настойчивее требует калорий. И не зря! В пасмурную, прохладную погоду растущий аппетит не прихоть, а естественная потребность. Поэтому осенью необходимо питаться полноценно и сбалансированно.

2. Не забывайте о природных антибиотиках: хрене, луке и чесноке.Эти овощные приправы издавна использовались для борьбы с простудными заболеваниями. Хрен содержит в 5 раз больше витамина С, чем цитрусовые.

Хрен обладает бактерицидным, противовоспалительным действием, способен надежно защитить нас от простуды при регулярном употреблении. Его применяют при упадке сил и утомлении. Лук богат эфирными маслами, витаминами С и группы В, флавоноидами, железом и минеральными веществами. Луковый сок оказывает прекрасное антибактериальное действие, содержит растительные гормоны, снижающие уровень сахара в крови. Чеснок обладает отличным антибактериальным, противовирусным и иммуностимулирующим действием.

3. Употребляйте большое количество сезонных овощей. Помидоры, свекла, тыква, капуста и перец – кладезь полезных веществ. Прекрасным средством для профилактики гриппа и простуды является квашеная капуста. В ней содержание витамина С возрастает в несколько раз.

4. Шиповник - отличный источник витамина С, необходимого нам для укрепления соединительной ткани, усвоения железа, образования некоторых гормонов и ферментов, красивой кожи, крепких сосудов. Отвар шиповника будет хорошим подспорьем при первых признаках простуды.

5. Побалуйте себя сладостями. Сладкое просто необходимо для хорошего настроения и повышения работоспособности в условиях недостатка света и тепла. Но старайтесь отдавать предпочтение полезным сладостям: мед, пастила, зефир, сухофрукты, особенно финики. Неплохим подспорьем для сладкоежки будут яблоки, запеченные в духовке или микроволновой печи. Такой десерт прекрасно заменит калорийный кекс или сдобное печенье, а также обогатит ваш организм пищевыми волокнами, витамином С, калием.

Будьте здоровы и пусть эта осень станет для вас в радость!

Врач-эпидемиолог                                                         Н.Н.Крайникова

ПРЕСС-РЕЛИЗ для СМИ

Профилактика нарушений зрения у школьников

    За последнее десятилетие возросло число людей, в том числе и детей, страдающих нарушением зрения. Наиболее распространенные нарушения зрения у детей - спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных – близорукость и спазм аккомодации встречаются чаще всего.

      Близорукость, как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, в результате этого ухудшается зрение вдаль.

Во избежание развития проблем со зрением у детей и подростков родители должны тщательно следить за здоровьем своего ребёнка, выполнять следующие рекомендации по профилактике различных глазных заболеваний, а именно:

 - укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе. Положительное влияние на здоровье глаз оказывают бета каротин, витамины  С, Е, цинк, калий, омега-3 жирные кислоты и др. Продукты, богатые этими  питательными веществами, лучше употреблять в свежем виде. К ним относятся брокколи, брюссельская капуста, щавель, шпинат, апельсины, морковь, красный болгарский перец, киви, молочные продукты, морская рыба, яйца, орехи, чернослив, курага, изюм и бобовые. Полезны  занятия физической  культурой, это  укрепляет  организм,   уменьшает возможность  развития  близорукости.

- правильно организовать рабочее место ребенка: выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы. Потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также должна быть светлых тонов.

- расстояние при чтении и письме - не более 30-35см; бумага для письма должна иметь светлый цвет, стержень – тёмный.

- необходимо следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.

- на выполнение домашних заданий должно отводиться для детей 2 классов до  1,2 часа, 3- 4 классов – 1,5 часа, 5-6 классов – 2 часа, 7- 8 классов – 2,5 часа, а старшеклассников - 3 часа. Приступать к выполнению домашних заданий следует не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе. Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы, желательна в этот период  гимнастика для глаз в течение 5-7 минут.

- контролировать просмотр телевизионных передач. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должнапревышать 30 мин., младшего возраста - один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа. Минимальное расстояние до телевизора  примерно  2-2,5 метра;

А также  следует контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и  игр на сотовых телефонах. Детям 5-6 лет не рекомендуют заниматься на планшетах, электронных книгах, ноутбуках. Продолжительность занятия  для детей в возрасте 8-16 лет составляет 15-30 минут.

         В учреждении образования педагог также должен обращать внимание на профилактику нарушения зрения путем проведения динамических пауз (перемен),  осуществлять  контроль за осанкой ученика, сидящего за партой, за правильной рассадкой детей в классе.

Врач-гигиенист (заведующий)

отделения гигиены детей и подростков                                   Е. С. Песенко

За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: на конец 2012г. свыше 285млн. жителей нашей планеты страдают от нарушений зрения, у 45 млн. из которых слепота и 246млн. имеют пониженное зрение.

К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает.

Беларусь в этом вопросе не исключение. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость,  к концу начальной школы - 6-8% , к выпускному классу - 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Нарушение зрения –состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды (величина, форма, цвет и т.д.).

Спазм аккомодации глаза - это патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии.

Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

Основные её причины:

Наследственность – если оба родителя близоруки, у детей вероятность появления близорукости возрастает.

Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.

Перенапряжение глаз - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.

Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует  увеличению близорукости.

Дальнозоркость - в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

Астигматизм - это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например после травм или перенесенного воспаления роговицы).

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус-линзой), определении рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе), других обследованиях.

Лечение назначает врач после установления точного диагноза.

В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение.

Главная цель при этомприостановить ухудшение зрения, а при возможности и полностью восстановить его.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача - предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или замедлении прогрессирования миопии.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ,

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

Если астигматизм, дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить.

     Осуществлять посещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очковой коррекции или подбора контактных линз.

     Укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.

     Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.

     Выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы мощностью не менее 60-100Вт; исключить использование лампы дневного света.

     Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также светлых тонов.

     Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.

     Зрительное рабочее расстояние при чтении и письме - не более 30-35см; бумага для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный.

     Выполнение домашних заданий для детей 1-2 классов по времени не должно превышать 1,5-2 часа, 3-4 классов - не более 2 часов, а старшеклассников - не более 3-4 часов.

     Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы; желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут из следующего комплекса упражнений:

Первое упражнение: голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).

Второе упражнение: медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой  стрелки (по 5 раз).

Третье упражнение: сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз).

Четвертое упражнение: легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

     Приступать к подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе.

     Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста - один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.

      Контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и  игр на сотовых телефонах.

     Строго придерживаться следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов - 15 минут; 5-7 классов - 20 минут; 8-9 классов - 25 минут; 9-10 классов - 40 минут; 11 классов - не более 3 часов.

     Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка как дома, так и в школе. Полезно мясо, рыба, печень, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Не увлекаться мучными изделиями, ограничить слишком соленую и сладкую пищу, полуфабрикаты, копчености.

Педагогический аспект профилактики заключается:

    в контроле за соблюдением ребенком данных ему рекомендаций по рассадке, очковой коррекции, двигательной активности;

    осуществлять контроль за осанкой ученика, сидящего за партой (недопущение развития синдрома склоненной головы и искривления шеи) и за правильной рассадкой детей в классе.

Рассадка осуществляется исходя из остроты зрения и наличия очковой коррекции. При снижении зрения и отсутствия очковой коррекции ученик должен сидеть не далее третьей парты. При достаточной остроте зрения в очках или линзах ребенок может сидеть дальше третьей парты.

Помните! Зрение – бесценный дар природы. Беречь и сохранять его надо с самого раннего детства! 

Автор:                                                                        Асецкая И.Н. – врач-офтальмолог 15-й ГДП

Редактор:                                                                   Арский Ю.М.

Компьютерная верстка и оформление:             Згирская И.А.

Ответственный за выпуск:                                   Тарашкевич И.И.

Комитет по здравоохранению Мингорисполкома

УЗ «15-я городская детская поликлиника»

Городской Центр здоровья

Пресс-релиз к Неделе здоровья

«Молодежь. Здоровье. Образ жизни»

«Своё здоровье надо беречь собственными усилиями.

Если ты не готов изменить свою жизнь,

тебе невозможно помочь».

Гиппократ

В городе Гомеле с 23 по 27 сентября 2019 г. будет проводиться Неделя здоровья «Молодежь. Здоровье. Образ жизни». Целью акции является повышение уровня информированности молодежи о здоровом образе жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов». А здоровый образ жизни делает нашу единственную в своем роде жизнь интересной и счастливой, несмотря на естественные трудности и удары судьбы, без которых жизнь невозможна.

В современном мире все большую распространенность получает тенденция ведения здорового образа жизни. Ее популярность набирает обороты не только среди известных всему обществу личностей, но и среди обычных людей. Все более значимым становится здоровый образ жизни среди молодежи.

Сегодня перед обществом стоит задача сформировать поколение с иным отношением к своему здоровью. Для этих целей наиболее важный период жизни – подростковый, юношеский (молодой), т.е. возраст, когда формируются основные гигиенические навыки и привычки.

И никто не станет оспаривать, что факторы здорового образа жизни являются важными в сохранении здоровья, формировании здорового поколения детей, молодежи и всего населения. И от того, насколько успешно навыки здорового образа жизни удается закрепить в молодом возрасте, зависит в последующем раскрытие потенциала личности.

Стратегические цели по укреплению здоровья молодых предполагают следующие направления здорового образа жизни:

1.     Физическая культура; 

2.     Рациональное питание; 

3.     Отказ от психоактивных веществ;

4.     Самоконтроль за своим здоровьем; 

5.     Этика; 

6.     Сексуальное здоровье и репродуктивное здоровье. 

Таким образом, здоровье для каждого человек является естественной жизненной ценностью, занимающей верхнюю ступень в иерархической системе ценностей.

На протяжении Недели здоровья на базе государственного учреждения «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» будут организованы «прямые» телефонные линии специалистов отделения общественного здоровья:

психолога Шашковой О.С. по вопросам психологических особенностей подросткового возраста и профилактике зависимого поведения 23 по 27 сентября 2019 года с 09.30 до 11.00 по телефону 25-49-06;

         врача-гигиениста Зинович А.И. по вопросам здорового образа жизни подростков и молодежи ежедневно с 23 по 27 сентября 2019 года с 8.30 до 9.30 по телефону 25-49-06.

Ольга Шашкова,

психолог

отделения общественного здоровья

Гомельского городского ЦГЭ

Пресс-релиз

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств

Да, справедливо сказал кто-то про самоубийц:

пока они не исполнят своего намерения —

никто им не верит, а исполнят —

никто о них не пожалеет.

И.С.Тургенев

Ежегодно 10 сентября, начиная с 2003 года, во всем мире отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств. Он был учрежден по инициативе Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (МАПС) при поддержке ВОЗ и под патронажем ООН.

Согласно данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 44 лет его значимость поднимается до четвёртого места. Есть основания предполагать, что уровень зарегистрированных самоубийств остаётся заниженным на 20%, а в некоторых регионах мира – на 100% в результате преобладающих социальных или религиозных взглядов на самоубийство.

В более богатых странах мужчины совершают самоубийства в три раза чаще, чем женщины, а в странах с низким и средним уровнем дохода соотношение мужских и женских самоубийств составляет 1,5 к 1. В целом самоубийства составляют 50% всех смертей от насильственных причин среди мужчин и 71% среди женщин.

Причины суицидального поведения многообразны. Большое значение принадлежит социально-психологическим факторам: нарушенные детско-родительские и партнёрские отношения, одиночество и другие. Тяжёлые кризисы: смерть близких, развод, финансовые потери, уголовная ответственность, потеря работы, тяжёлые конфликты могут также стать пусковыми факторами. Психические расстройства: расстройства настроения (депрессия), зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм и наркомания), расстройства личности и другие. Тяжелые хронические заболевания: онкологические заболевания, потеря органа и др.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что среди взрослого населения на каждого погибшего от самоубийства приходится свыше 20 человек, совершивших суицидальную попытку.Эксперты подчеркивают, что большинство людей, пытающихся покончить с собой, не имеют твердого желания умереть. Многие самоубийцы открыто предупреждают о своих намерениях. Поэтому ко всем угрозам такого характера необходимо относиться серьезно.

Большинство суицидальных попыток можно было бы пресечь, если бы в сознании людей не было негативного восприятия психологов. Многие практически не разделяют понятия психиатрия и психология и поэтому часто просто стыдятся обратиться за помощью.

Психологическую помощь в г. Гомеле можно получить по «телефонам доверия»:

в учреждении «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей»170 (круглосуточно);

31-51-61 телефон «Доверия» (экстренной психологической помощи) на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы;

40-18-98 телефон Центра здоровья молодежи «Юность» Филиал №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника», г. Гомель, ул. Быховская, 108, каб. 109;

31-08-86, 31-08-87, +375 (44) 767-78-27 телефоны Центра, дружественного подросткам «Подросток» ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника», г. Гомель, ул. Мазурова, 10в.

05, 06 сентября 2018 года с 09.00 – 11.00 по телефону 25-49-06на базе отделения общественного здоровья государственного учреждения «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» будет работать «прямая линия» психолога, где можно будет получить психологическую помощь, записаться на консультацию.

                                               Ольга Шашкова,психолог

отделения общественного здоровья

     Гомельского городского ЦГЭ

Учащиеся нашей школы приняли участие в праздничном концерте, посвященном Дню Знаний, на летней эстраде дворцово-паркового ансамбля города Гомеля.

IMG-6fe74f6f95a62099a027435d9dcf283d-VIMG-a02044f0bfd9d4f37035584010b7ed30-VIMG-73db9ddc838d3db92cfe18addee31a89-V